КОНСТАТИН ОРБЕЛЯН: Главное для
меня - это мой инструмент и еще - круг моих старых друзей
"Вы учтите, я
буду "разбросано" говорить", - деликатно предупредил меня Константин
Орбелян еще до беседы, сидя за столиком в небольшом китайском
ресторане. Договорить фразу ему не удалось - девочка-подросток,
приблизившись к нам, просила разрешения сфотографировать маэстро.
Родители ее приветствовали композитора с другого конца зала. На
секунду померещилось, что происходит это не в Лос-Анджелесе, а в
Ереване. Впрочем, мой собеседник, хоть и был тронут вниманием, но
нисколько не удивлен.
Вот,
говорят, я в Америке живу. А вообще-то, Глендейл - это, как бы, и не
Америка, ощущение, будто я в Ереване или даже в Кировакане нахожусь.
Кругом армянская речь... Когда меня спрашивают, говорю ли я
по-английски, я отвечаю: когда жил в Сан-Франциско, уже немного
говорил, сюда приехал - забыл, зато на армянском стал больше
общаться... Знакомых встречаю, бывшие ереванцы меня узнают... Я себя
здесь чувствую очень комфортно, и, конечно же, не согласился бы
переехать в какой-либо другой город.
Предварив мой
вопрос о возможности переезда в Ереван, маэстро пояснил: "Вы знаете,
в Америку ведь я не просто приехал, я тут работаю, у меня здесь
контракты". Помимо творчества, Константин Орбелян занят и иной
деятельностью, являясь членом президиума Международной академии
наук, образования, индустрии и искусств, а также президентом ее
армянского филиала. Недавно академия наградила его Большой золотой
медалью имени Эйнштейна. Хотя говорить о наградах и титулах Орбеляна
"накладно" - перечень уж больно длинный. Самые дорогие для него -
звания народного артиста СССР и Армении, из орденов - "Месроп
Маштоц", полученный им два года назад на 75-летие, которое
композитор отмечал в Ереване. Кстати, в последний месяц прошлого
года к наградам композитора добавился и специальный приз фестиваля
"Национальная музыкальная премия".
Он с
удовольствием говорит о своей нынешней работе, правда, то и дело
оглядывается назад, сверяя оценки, проводя параллели. В его уютной
глендейлской квартире, настоящее тесно соседствует с прошлым. Он
бережно хранит книги, газеты, письма... Похоже, его по сей день
греют письма Арама Хачатуряна, который в 1958-м всерьез убеждал
молодого Орбеляна бросить эстраду, оркестр и переехать к нему
учиться в Московскую консерваторию. "Цель моего письма - еще раз
сказать тебе, что ты очень даровитый человек, что тебе следует
заняться композицией по-настоящему. ...Ты зря расточаешь свое
огромное дарование...", - писал Арам Ильич. Тут же рукопись из
Мюнхена, датированная 1995-м годом. Свою оценку Орбеляну дает Родион
Щедрин, считая его "одним из редких современных композиторов,
органично и равноуспешно работающих в жанрах современной
классической и легкой музыки". Из "вневременного" в доме у маэстро,
конечно же, рояль. Сам маэстро обращает мое внимание на новые диски.
У меня в
Америке записано восемь новых компакт-дисков, причем, это не только
эстрадные песни и джазовая музыка. ...Знаете ли, все-таки 36 лет
работы с оркестром, гастроли отняли много времени, и это в ущерб
моей композиторской деятельности. Сейчас я все свое время отдаю
творчеству, причем, с большой радостью. Занимаюсь многим, в том
числе и сочинением музыки для кино. Не прерываю также свои контакты
в Армении в России. Участвую в работе санкт-петербургского фестиваля
"Царскосельские премии", для которого написал гимн, весьма лестно
оцененный покойным академиком Лихачевым. Он посчитал, что в гимне
"удачно сочетаются державная мощь и дворцовое изящество". Вот уже 9
лет это произведение является своеобразной заставкой, музыкальным
девизом фестиваля.
...Мои
последние компакт-диски довольно разножанровы - тут и симфоническая,
и камерная музыка, эстрадная, джазовые композиции. Возможность
работать - это, сегодня, пожалуй, для меня самое главное.
…Я 13 лет
в Америке, поверите, в Лас-Вегасе был всего раз, да и то, в связи с
тем, что на фестивале армянской музыки прозвучала моя новая песня
"Сурп Айреник", в исполнении певца Размика Мансуряна. Главное для
меня - это мой инструмент и еще - круг моих старых друзей. В общем,
как был ереванцем, так им и остался.
...В год
раз или два бываю в Ереване, приезжаю к себе домой, встречаюсь со
своими друзьями, с близкими мне людьми, с которыми три с лишним
десятка лет работал в Государственном эстрадном оркестре Армении.
Каждый приезд в Ереван для меня большая радость. Я обязательно
записываю там новые песни, снимаем телевизионные клипы... Например,
когда я приехал в прошлом мае, сразу попал на концерт моего любимца
Арамо и его жены Эммочки. Я написал для них песню - она уже в новом
диске. Написал песню и для Нары Вартанян, которая работала со мной в
оркестре.
...В
Ереване многое меня радует, налицо перемены к лучшему. Кто их не
замечает, - дело его совести. Меня радует, что молодежь очень
современно мыслит, нацелена... Должен сказать, это и в музыке
проявляется, и в концертной жизни. Вот, говорят, российская эстрада
на подъеме, а ведь наша ничем не уступает, просто в шоу-бизнес
России вкладывается много денег.
Обычно мэтры
очень критически относятся к "попсе", Орбелян - не исключение, хотя,
по настрою своему, он не очень расположен к критике того нового, что
происходит в армянской музыкальной действительности.
Конечно
же, профессионализм очень хромает, нет своеобразия. Раньше в
эстрадной музыке работали интересные авторы, и исполнители. Недавно
была акция - "Ереван 70-х", исполнялись песни тех лет - вы видели,
какой был интерес... У меня определенная претензия к молодым авторам
- у некоторых из них всего лишь начальное музыкальное образование.
Даже одаренному человеку следует серьезно многому учиться.
О чем бы ни
говорили мы с маэстро, он то и дело возвращается к воспоминаниям о
своем оркестре.
...Мы
можем прямо говорить: Государственный эстрадный оркестр Армении на
протяжении многих лет был лучшим в стране и одним из лучших в
Европе. Я помню, как в 1973 году, на другой день после триумфальной
победы "Арарата", в Москве, у меня в гостях, в гостинице "Будапешт"
был Никита Павлович Симонян с супругой. Кстати, Кубок Советского
Союза стоял в центре нашего стола. Помню, как я тогда же позвонил
Арно Бабаджаняну и сказал: "Арно Симонян мотес а", на что он мне
кратко ответил: "Галис эм". Это был незабываемый вечер. В разговоре
с Симоняном мы сошлись на том, что у нас обоих много одинаковых
проблем - создание коллектива, повышение уровня мастерства, создание
микроклимата в команде, игровые связи, баланс и даже травмы. Заболел
трубач - заболел защитник, и это сразу отражается на игре.
Вообще-то, аналогичным чемпионом и обладателем Кубка страны была и
наша музыкальная команда - Государственный эстрадный оркестр
Армении, но только на протяжении многих лет. Я бы хотел, чтобы это
знали те, кто сегодня молод, и помнили те, кто постарше.
...Вот
сейчас нам иногда говорят: "Вам было хорошо, у вас была дотация, вас
содержало государство". А ну-ка, давайте расшифруем это. Сегодня
коллективы нашего профиля в год дают максимум 10 концертов и за это
получают зарплату. Вот их точно содержат. Нам зарплату никто не
давал - мы должны были играть до 250 концертов в год, причем на
ведущих площадках страны. Мало того, что мы зарабатывали себе
зарплату (это называлось "самоокупаемость"), в смету был заложен еще
и доход, который шел на поддержку академических жанров.
...Я
как-то недавно сказал: ребята, зарплату вы получаете, это очень
хорошо, что же вы концертов не даете, на сцену не выходите? Ведь
оркестранты растут на сцене, в процессе концертной работы.
...Хотел
бы я сейчас создать коллектив? Вы как бы спрашиваете, хотел бы я
снова прожить свою жизнь? Я бы сказал так: прожить - да, а вот
повторить - не знаю...
Мой собеседник
призадумался, теперь воспоминания увели его к детству, когда его,
14-летнего подростка, воспитанника музыкального коллектива при
восьмом авиационном корпусе в Баку, пригласили в Ереван, в
джаз-оркестр Артемия Айвазяна.
23 ноября,
1943 года, я приехал в Ереван, оркестр в то время был на гастролях в
Тбилиси, куда меня срочно командировали. Концерты проходили в
большом зале грузинской консерватории. Помню Рашида Бейбутова,
братьев Ордоян, других известных артистов. Моему появлению были
рады, тут же усадили за рояль, окружили, а потом повели слушать
концерт из зала. Позже спросили мое мнение. Я не по возрасту
уверенно ответил: "Слабо играет саксофонная группа, со строем не все
в порядке". Это вызвало смех - казалось бы, ребенок, а уже так
рассуждает. На другой день меня без репетиции посадили в концерте за
рояль. ...Девять лет проработал как пианист и, позже, как дирижер в
оркестре Айвазяна. В 1952 году, я распрощался с коллективом и пошел
учиться к моему дорогому Эдварду Михайловичу Мирзояну. С тех пор
прошло 53 года, но мы с ним неразлучны..."
На вопрос о том,
действительно ли он был чрезмерно строг и требователен в работе,
маэстро отреагировал весьма эмоционально.
Как-то, в
телеэфире, один из моих бывших певцов, сказал, что я был строг
"чапиц дурс". Я бы мог откомментировать это заявление, но скажу
лишь: тем, кто приходили в оркестр серьезно работать, мы были очень
рады. А те, кто приходили, чтобы ездить в гастрольные поездки и
развлекаться - с ними у нас был другой разговор, серьезный, "чапиц
дурс". Кстати, во время той передачи, когда говорили о моей
строгости, композитор Мартын Вартазарян не без юмора заметил:
ребята, осторожнее, возможно, Орбелян смотрит нас сейчас. Тут сразу
"выяснилось", что моя строгость была оркестру лишь на пользу... Мы
действительно работали очень ответственно и очень нервно, надо было
держать уровень коллектива... Ведь оркестр выступал на крупнейших
площадках мира, был лауреатом многих международных джазовых
фестивалей. А вы говорите, повторить этот нелегкий путь...
...У меня
никогда не было врагов, другое дело - завистники, которые были и, к
сожалению, по сей день есть. Я им в те годы говорил: не надо
страдать от наших успехов, создайте такой же коллектив, поработайте
с ним 36 лет, выведите его на мировой уровень, поезжайте с ним в 40
стран мира, вот тогда и поговорим. Кстати, вы знаете, жизнь ведь
меня очень закалила. У меня было тяжелое детство, не хочу даже
сейчас об этом вспоминать. Но я благодарен судьбе за то, что вокруг
меня всегда было больше людей, которые меня ценили, относились с
уважением и любили. Я и по сей день окружен добрыми и чуткими
людьми.
По-видимому,
болезненная для маэстро тема - отношение к людям искусства,
избравшим для своего творчества не армянскую среду проживания.
...Не надо
видеть в тех, кто сегодня не в Армении, беженцев или, того хуже,
беглецов. Люди искусства получили долгожданную возможность какое-то
время работать в других странах, так почему же им не использовать
эту возможность, оставаясь при этом деятелями своей национальной
культуры?.. Мы же говорим, "мек азг - мек мшакуйт" (одна нация -
одна культура). Кстати, в Лос-Анджелесе на концертах патриотической
песни залы бывают переполнены. Огромный интерес вызывают здесь и
гастроли артистов из Армении.
...Я уже
говорил, что всегда приезжаю в Армению с новыми произведениями.
Записываю их с молодыми исполнителями, снимаем клипы. Мне приятно,
что в Ереване сегодня звучит моя песня на известные стихи Амо
Сагияна. Помните, "ахр ес вонц тохнем, гнам"... Многое из того, что
я делаю здесь, носит ностальгический характер. Но, в то же время,
мои новые произведения очень светлы и оптимистичны. "...Верим твоему
ясному небу, верим твоей яркой весне". Или вот, песня "Слава моему
народу". Слова тут тоже мои.
Маэстро, вложив
массу эмоций в "пересказ" песен о родине, просветлел лицом, но,
кажется, взгрустнул. Жалеете о чем-то в своей жизни?
Каждый
человек, вспоминая о своей жизни, о чем-то жалеет. Были и у меня
какие-то моменты в личных отношениях, за которые я себя осуждаю. Но
во многом другом, я был очень нацеленным, организованным и
деятельным. Природа, наверное, дала мне какие-то возможности, и я
старался и стараюсь их максимально использовать.
Константин
Орбелян не был бы самим собой, если бы не завершил беседу на мажоре.
А напоследок, отвечая на вопрос о том, как ему удается всегда быть
подтянутым (а он ведь, в самом деле, ничуть не изменился),
собеседник с готовностью поделился своим рецептом молодости:
Мне уже
немало лет, но я много гуляю, плаваю, играю в теннис. А правильно
питаться меня научили мои любимые друзья - Лазарь Мартиросович
Сарьян и Эдвард Михайлович Мирзоян. Утром пью стакан кипяченой воды,
почти горячей с 2 ложками меда или лимоном. Через час, примерно, -
свежие овощи и фрукты. Еще через час - овсяная каша на фруктах.
После этого работаю. Обедаю в пять, после шести ничего не ем. На
ночь - стакан кефира. Я - сладкоежка, очень люблю мороженое, но
держусь. Мне не идет полнота, я же все-таки артист...
Наира Манучарова
[2006]
|