|
|
Агапарон
Султанович
Орбелян
|
|
София
Михайловна
Атарбекова
|
|
Константин в
юности, за игрой на фортепиано |
|
"КТО ЕСТЬ КТО
в современном мире"
200
выдающихся деятелей современности
Константин Агапаронович Орбелян родился 29 июля 1928 года в
городе Армавире.
Музыкальные
способности открылись у Константина в раннем детстве. Старший
брат Константина, Гарри, часто музицировал на пианино,
подбирал по слуху мелодии модных тогда песенок. Каково же было
его удивление, когда младший пятилетний братишка запросто
наигрывал музыку, услышанную им в исполнении Гарри. Способного
мальчика отдали в школу для особо одаренных детей при
Бакинской консерватории. Но проучиться Константину удалось
очень недолго. Наступил 1936 год. Начавшиеся в стране кровавые
репрессии не обошли стороной и дом Орбелянов. Арестован, а
позже расстрелян отец, Агапарон Султанович Орбелян. Через два
года, в 1938 году, арестована и приговорена к 5 годам
сталинских лагерей мать, София Михайловна Атарбекова. Ее
реабилитировали лишь в 1953 году. Гарри и Константин остались
одни, в одночасье став изгоями общества, "детьми врагов
народа". Тут же Константина исключили из "престижной"
музыкальной школы. Но надо было как-то
выживать. Гарри устроился преподавателем в школе, а 11-летний
Константин подрабатывал, аккомпанируя гимнастам из спортивного
общества "Буревестник". В 1940-м Гарри призвали армию. Еще
через год началась война.
В 1942 году
Константина взяли пианистом и аккордеонистом в джаз 8-го
авиационного корпуса, где сложился неплохой по тем временам
музыкальный коллектив. 14-летний музыкант стал воспитанником
военного оркестра. Однажды джаз приехал на гастроли в Ереван.
Армянские джазовые музыканты "открыли" для себя молодого
импровизатора. На талантливого музыканта обратил внимание и
решил пригласить к себе в коллектив основатель и руководитель
эстрадного оркестра Армении Артемий Айвазян. Начало их
совместной работы Орбелян всегда вспоминает с юмором.
Вызванный телеграммой от самого Айвазяна, Константин поспешил
явиться к маэстро как был, в не самом презентабельном виде.
Будучи, ко всему прочему, достаточно дерзким по характеру, с
ходу высказал несколько критических замечаний по поводу
последнего выступления оркестра Армении. Айвазян, выслушав
юношу, по-своему принял вызов и без всяких предварительных
репетиций и подготовок "вытолкнул" Орбеляна на эстраду в
очередном концерте. Однако Константин не только не растерялся,
но и доказал, что может играть и импровизировать в достаточно
сложных условиях. Орбеляна пригласили в коллектив оркестра. У
Айвазяна, ставшего его "другом детства", молодой Орбелян
прошел хорошую школу. В те годы эстрадный оркестр Армении
считался одним из лучших советских ансамблей, отличительной
чертой которого были профессионализм, яркая театрализованная
форма выступлений и ориентация на армянскую национальную
музыку. Как считает сам Орбелян, именно тогда был заложен
прочный фундамент его будущей деятельности.
С 1945 года
Константин Орбелян начинает пробовать себя не только как
пианист, но и как композитор. Для оркестра он делает обработки
народных песен и сочиняет свои, первая из которых -
"Колыбельная". Как к одному из лучших джазовых исполнителей к
Константину приходит известность и слава не только в Армении,
но и за ее пределами. В 1948 году во время гастролей с
оркестром в Москве Орбеляна поддержали звезды музыкального
мира того времени - А.Цфасман и В.Людвиковский, ставший позже
другом Константина. В том же году Орбелян получает приглашение
в знаменитый джаз Утесова. Как ни заманчива была такая
перспектива, Константин отказался в пользу предложения
Айвазяна занять должность дирижера в эстрадном Оркестре
Армении.
Несмотря на
закрытость СССР в те годы, кое-что о джазе все же
просачивалось. Константин, как и многие меломаны тех лет,
рискуя свободой, все же нелегально провозил пластинки с
западной музыкой. Подпольно слушая Глена Миллера, Каунта
Бесси и Дюка Эллингтона, молодой музыкант учился у них новым
мышлению и исполнительскому стилю. Увлечение Орбеляна джазом и
фортепианными импровизациями, расцениваемое тогда как
насаждение чуждой идеологии, стало создавать все больше
трудностей в работе. Константина стали обвинять чуть ли не в
идеологической диверсии, требуя "остановить деятельность
чуждой советскому народу американской джазовой музыки". Тогда
же, оказавшись на родине своих предков, Орбелян открыл для
себя сокровища духовной жизни Армении: поэзию Аветика
Исаакяна, полотна Мартироса Сарьяна и, конечно, музыку Арама
Хачатуряна. Знакомство с каждым сочинением Арама Ильича
становилось событием в профессиональной и внутренней жизни
Орбеляна. Произведения мастера стали путеводителем в большую
музыку, раздвинули рамки понимания искусства. В 1948 году
Константин познакомился с композитором лично. Арам Ильич
заинтересовался талантливым юношей, очень поддержал
Константина и потом долгие годы всегда следил за его успехами.
Тогда же друзьями Орбеляна стали молодые армянские композиторы
Александр Арутюнян, Арно Бабаджанян, Эдвард Мирзоян -
представители гремевшей на всю страну самобытной национальной
творческой школы. Все эти обстоятельства подвели Константина к
принятию достаточно смелого решения - круто изменить свою
жизнь. Молодой человек, находящийся на гребне известности,
решает оставить все это ради дальнейшей учебы.
В 1952 году
Константин Орбелян ушел из эстрадного оркестра Армении и
поступил на 1-й курс музыкального училища имени Р.Меликяна в
класс композитора Э.Мирзояна. Совмещая работу с учебой,
Орбелян устроился концертмейстером в Ереванский театр оперы и
балета. В результате появились три балетные миниатюры
Орбеляна: "В полет", "Памятник" и "Мы за мир". Миниатюры
(балетмейстер В. Варковицкий) стали пользоваться большим
успехом и много лет не сходили со сцены. В 1954 году с
отличием окончил училище и поступил в Консерваторию.
В том же
году Орбелян организовал на радио инструментальный квинтет.
Это был шаг на пути возвращения в любимый мир джаза. Снова -
кардинальный поворот в жизни Константина. В 1955 году Орбелян
попробовал себя в новом жанре. Вместе с А. Арутюняном они
сочинили музыку к кинофильму "Сердце поет". Песни фильма сразу
стали шлягерами во всех городах Советского Союза и получили
лестную оценку А.Хачатуряна. В 1956 году Константин Орбелян
закончил начатый еще в училище Струнный квартет. Произведение
обладало такой выразительностью, зрелостью и цельностью, что
заинтересовало имевших репутацию особо взыскательных
музыкантов квартета имени Комитаса. На проходившей в Москве
декаде армянской литературы и искусства (1956) они с блеском
исполнили орбеляновский Квартет, который по праву был признан
одним из лучших достижений армянской камерной музыки. В том же
году на Международном конкурсе VI
Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве жюри,
возглавляемое Д.Шостаковичем, за эту работу присудило
Константину Гран-при и золотую медаль.
В то время
оркестр Армении, руководимый А.Айвазяном, переживал кризис.
Коллектив нуждался в притоке свежих идей и энергичном
руководителе, способном реанимировать оркестр. Возглавить
коллектив предложили Константину Орбеляну. После долгих
колебаний Константин все же согласился и в 1956 году был
назначен дирижером и художественным руководителем
Государственного эстрадного оркестра Армении. Трудно было
вначале. Орбеляну пришлось преодолевать устоявшиеся в
коллективе стереотипы. Приходилось вводить императивный стиль
руководства. Фактически полностью был обновлен состав оркестра
- с 18 оркестрантами пришлось расстаться. Четыре месяца ушло
на подготовку новой программы. А.Бабаджанян и А.Арутюнян
предложили оркестру Армении свои новые сочинения. Специально
для оркестра Орбелян сочинил пьесу "Дилижан" и "Концертный
джаз-марш", с первого исполнения полюбившийся слушателям и
ставший "фирменным" знаком коллектива, всегда исполняемым в
конце и начале выступления. Константин также сделал
самостоятельную джазовую обработку песни "Гарун Ереван"
А.Хачатуряна и полностью переложил на джаз "Танец с саблями"
А.Хачатуряна. "Ударным" номером стал Жак Дувалян, приглашенный
Орбеляном темпераментный певец из Франции. В результате новая
программа оркестра с триумфом выдержала испытание гастролями в
Москве, Тбилиси, Баку.
1956 год
стал для Константина знаменательным. Молодой музыкант стал
членом Союза композиторов СССР. Первым реализовал принципы
сплава средств современного джаза и национального мелоса. В
том же году во время гастролей произошло знакомство Орбеляна с
Мишелем Леграном. В 1957 году на свой день рождения Константин
получил самый дорогой подарок в своей жизни. Удивительным
образом нашелся его брат, Гарри Орбелян, считавшийся погибшим
на фронте.
В конце
1960 года Орбелян решил ненадолго оставить оркестр,
загруженность делами которого не давала возможности закончить
учебу. За год, отведенный для подготовки дипломной работы,
Орбелян написал Симфонию. Для любого музыканта это - высший
вид творчества, и для Константина это событие стало самым
счастливым в композиторской жизни. Характерная орбеляновская
музыка, - горячая, энергичная и одновременно нежная - покорила
как музыкантов, так и слушателей. Симфония Орбеляна много раз
звучала в Ереване, Москве. В 1962 году была отмечена высшей
премией Всесоюзного фестиваля-конкурса молодых композиторов в
Москве. Была исполнена и записана Государственным
симфоническим оркестром под управлением Юрия Арановича. Позже
исполнялась во многих странах мира.
После
окончания в 1961 году консерватории Константин Орбелян
вернулся к работе с оркестром. Армянский джаз начал выходить
на международный ринг. В 1966 году состоялся первый выезд за
рубеж в составе культурной программы Дней Советского Союза в
Чехословакии. В следующем году коллектив оркестра был горячо
принят в Польше. В то время Орбелян сочиняет джазовую
инструментальную музыку "новой волны". Его "Полифонический
прелюд" для 4-х тромбонов и альт-саксофона вошел в репертуар
больших джаз-оркестров, в том числе знаменитого чешского
коллектива под управлением Карла Влаха. Пьеса Орбеляна
получила премию на конкурсе джазовых композиций, проводившемся
в 1964 году на радио Чехословакии. Параллельно Константин
Орбелян не забывал и о серьезной музыке. В 1968 году появилась
"Праздничная увертюра" для симфонического оркестра, позже
удостоенная премии Всесоюзного конкурса на лучшее
симфоническое произведение. В 1969 году Орбелян создал балет
"Бессмертие" (Хореографическую симфонию), - неожиданное для
автора джазовых композиций трагическое произведение - повесть
о войне. Балет был поставлен в 2-х редакциях: на сцене Театра
оперы и балета имени А.Спендиарова (г. Ереван) в 1969 году
(дирижер А.Восканян, хореография М.Мартиросяна) и в 1975 году
(дирижер А.Катанян, хореография А.Асатряна). Вторая редакция
была приурочена к 30-летию Победы в Великой Отечественной
войне и сохранилась в репертуаре театра до сих пор. Постановка
была горячо принята московской и ленинградской публикой во
время гастролей театра. Ереванский спектакль, включая всех его
создателей и автора музыки, был отмечен I
премией на Всесоюзном конкурсе музыкальных спектаклей,
посвященном 30-летию Победы (1975). В 1978 году Тбилисский
театр оперы и балета также осуществил свою постановку
"Бессмертия".
С начала
70-х годов оркестр Армении приобрел триумфальную известность в
СССР и за рубежом. Коллектив выступал на лучших концертных
площадках мира вместе с популярными джазовыми коллективами.
Часто выступления носили по-настоящему соревновательный
характер. Впервые такое испытание армянские музыканты
выдержали в 1973г. в ФРГ во время Дней советской культуры. Им
пришлось в течение шести часов подряд играть по очереди с
одним из самых известных коллективов - оркестром Кёльнского
радио и телевидения под управлением Вернера Мюллера. Публика и
пресса были единодушны: армянские джазисты переиграли
зарубежных коллег. В 1975г. Государственный эстрадный оркестр
Армении первым среди советских джазовых коллективов побывал на
родине джаза - в США. Армянские джазмены дали 25 концертов в
крупнейших городах Америки: Вашингтоне, Лос-Анджелесе,
Сан-Франциско, Бостоне, Детройте, Чикаго, Провиденсе.
Заключительный концерт прозвучал в "Линкольн-центре" в
Нью-Йорке. После первого же концерта слухи об оркестре из
Еревана сразу распространились по стране. "Армянский оркестр
развеивает миф о запрещении или подпольном существовании
советского джаза" ("Нью-Йорк Таймс"); "Под руководством
К.Орбеляна оркестр вместе с солистами продемонстрировал
спектакль высокого уровня с богатым репертуаром собственного
творчества и произведений мировых джазовых композиторов, таких
как Дюк Эллингтон, Рэй Чарльз и др. Оркестровки на
оригинальные темы биг-бенд-джаза во всех отношениях равны
лучшему из того, с чем постоянно встречаются оркестры Вуди
Хэрмана, Стена Кентона, Каунта Бейси, или Теда Джонсона - Мэла
Льюиса" ("Сан-Франциско экземинер"). Известный джазовый критик
Джон Вассерман, назвав выступление армянских музыкантов
"джазом с восточным колоритом", отметил, что "выступление в
культурном отношении было таким же важным, как, например,
выступления Большого Театра или Ленинградского Кировского
балета, если даже не более значительным". Завершились
американские гастроли оркестра грандиозным апофеозом. В честь
армянского джаза был устроен прием в Организации Объединенных
Наций, на котором присутствовали звезды американского джаза.
В 1976 году
джаз Армении получил приглашение на гастроли во Францию. Турне
Ницца-Марсель - Лион завершилось 11 концертами в таких
престижных залах Парижа, как "Плиель" и "Театр Елисейских
полей". "Восточный колорит" орбеляновского джаза обеспечил ему
огромную популярность и в странах Востока. Оркестр посетил
почти все его регионы. Во многих странах побывал не один раз.
Его очень полюбили в Индии, Египте, Шри-Ланке, Афганистане,
Ираке, Кувейте, Сирии, Ливане (только в Бейруте - 44 концерта
в переполненных залах). Побывал оркестр и в Африке: в Кении и
Эфиопии. Способность Орбеляна в считанные часы приготовить
музыкальный номер любой национальной культуры, вплоть до
обработок эфиопских мелодий, весьма непростых для европейского
джаза, приводила в изумление. Эфиопы долго не отпускали
армянский джаз, аплодируя тому, как уверенно музыканты
воспроизводили знакомые эфиопам с колыбели песни. Оркестр
много гастролировал и в странах бывшего социалистического
содружества. Не раз принимал участие в фестивалях: Балтийские
страны в ГДР, "Золотой Орфей" в Болгарии. 11 лет подряд
Константин Орбелян был членом жюри "Золотого Орфея".
Блистательные результаты джаз Армении показал и на джазовом
фестивале в Белграде в 1977 году. Соперниками армянских
музыкантов были одни из самых именитых американских
коллективов - джаз-ансамбли трубача Фредди Хаббарда и пианиста
Джорджа Дюка. Выступления оркестра Орбеляна стали своего рода
сенсацией. В итоге Государственный эстрадный оркестр Армении
увез с Белградского фестиваля Гран-при. И еще трижды оркестр
становился лауреатом международных джазовых фестивалей: в
Польше, ГДР и ФРГ.
За 36 лет
нахождения на посту руководителя Государственного эстрадного
оркестра Армении Константин Орбелян не только сохранил
оркестр-долгожитель. Прежде всего, он сумел создать команду
единомышленников. Из эстрадного оркестра прошлых лет оркестр
Армении превратился в современный джазовый коллектив, всегда
тонко чувствующий трансформации такого изменчивого и
неуловимого направления, как джаз. Все это - благодаря
своевременно проводимым Орбеляном внутренним реформациям
коллектива, модификациям инструментального состава, постоянным
обновлениям репертуара и изменению манеры исполнения. А также
за счет жесткого отбора исполнителей, чувствующих природу
джазовых импровизаций. Константин Орбелян каким-то особым
чутьем умеет угадывать одаренных исполнителей. Недаром за
оркестром закрепилось название "банк талантов". За это время
оркестр стал популярным и приобрел международную известность.
Расширился репертуарный диапазон: от несложных обработок
народных песен и танцев до развернутых инструментальных
композиций высокого класса и самого современного уровня.
Музыканты исполняют произведения Бадди Рича, Каунта Бейси,
Теда Джонсона, А.Хачатуряна, А.Айвазяна, А.Бабаджаняна,
А.Арутюняна, и многих других. Коллектив объездил с гастролями
все республики и регионы бывшего СССР: Сибирь, Дальний Восток,
Прибалтику, Поволжье, Закавказье, Северный Кавказ, Украину,
Белоруссию, Молдову и т.д. Только в Москве в Центральном
концертном зале "Россия" оркестр Орбеляна выступал 14 лет
подряд. Зарубежные гастроли стали неотъемлемой частью
деятельности коллектива. Государственный эстрадный оркестр
Армении побывал в разных концах планеты, выступил в 40 странах
мира.
Помимо
концертной деятельности Константин Орбелян плодотворно работал
и как композитор. В 1972 году появился парафраз "Падающих
звезд" (другое название - "Восход солнца") Бада Рича. В то же
время Орбелян много экспериментировал с разными джазовыми
стилями, в том числе в тогда новом направлении джаз-рока -
"Рассвет над Севаном", "Приезжайте в Зангезур" (композиции в
армянском стиле, 1981), "Москва Олимпийская" (1980),
"Сновидение" (импрессионистский джаз, 1982), "Вокализ" (др.
название "Вариации для голоса с оркестром", 1982) - джазовая
композиция в стиле "би-боп"; "Реактивный двигатель"
(американский "горячий джаз", 1986). Все эти произведения по
праву стоят в ряду несомненных достижений советской джазовой
инструментальной музыки. Это - серьезный джаз. В 1989 году,
через 30 с лишним лет, к 50-летию оркестра и как дань уважения
к А.Айвазяну Орбелян восстановил по памяти (партитура не
сохранилась) "Армянскую рапсодию" А.Айвазяна. С тех пор она
снова стала звучать в концертах. В репертуаре оркестра Армении
впервые прозвучало новое произведение Арно Бабаджаняна -
"Ноктюрн". Каждый раз его исполнение неизменно вызывает бурный
восторг слушателей.
Среди
разнообразия испробованных композитором музыкальных
направлений определенную часть занимает и его песенное
творчество. В разное время лауреатами известного
телевизионного конкурса "Песня года" стали орбеляновские "Сто
часов счастья", "Шум берез", "Аревик", "Галисес".
Международными премиями были отмечены "Люблю тебя, моя Москва"
(Венгрия), "Галисес" (лауреат фестиваля шлягеров в
Чехословакии и в ГДР). В Чехословакии была издана пластинка
популярных песен советских композиторов, озаглавленная "Шум
берез". Известной французской фирмой "Шарль дю Мон" издана
пластинка с песнями "Мой Ереван", "Ереван и весна в моем
сердце". Орбеляном написаны "Мир влюбленный и танцующий",
"Петь - значит жить", "Сто часов счастья", "Шум берез",
"Спасибо жизни", "Любовь не стареет", "Ты не тот, кто нужен
мне", "Помните!" - и некоторые другие. В особую категорию
можно выделить и работы композитора в написании музыки к
кинофильмам. В особенности "Путь на арену" и "2-Леонид-2".
Константин
Орбелян является лауреатом многочисленных всесоюзных и
международных конкурсов. Неоднократно его приглашали в
качестве члена жюри на международные джазовые конкурсы.
В 1979 году
за большие заслуги в развитии советской музыкальной культуры
Константину Орбеляну было присвоено звание Народного артиста
СССР. Константин Орбелян - член Союза композиторов СССР (с
1956 года); член правления Союза композиторов СССР (с 1968
года); секретарь правления Союза композиторов Армении (с 1983
года); председатель Совета по эстрадной музыке Госконцерта
СССР (1987); секретарь Ассоциации мастеров эстрадного
искусства; вице-президент правления Всесоюзного музыкального
общества; член Художественного совета по эстраде Министерства
культуры СССР.
Константин
Орбелян награжден орденами Дружбы Народов, "Знак Почета" и
болгарским орденом Кирилла и Мефодия
и армянским орденом
Святого Месропа Маштоца.
В 2006 году, за вклад в развитие армянской и
советской культуры, Константин Орбелян был награжден Золотым
Крестом, высшим орденом Союза Армян России.
В 2008 году Константин Орбелян был
удостоен
звания "Почетный гражданин Еревана".
С середины 90-х годов стало сложнее работать. Есть
обстоятельства, против которых бороться трудно. Распался СССР,
да и в самом Ереване было не до музыки. Тяжелое экономическое
положение, люди сидели без света и воды. В 1992 году
Константин Орбелян уехал в Сан-Франциско. В настоящее время
работает и живет в Лос-Анджелесе. За последнее время им
созданы инструментальные и вокальные сочинения для джаза.
Орбелян "соскучился" и по большой музыке, называя ее
"ежедневным, ежечасным бюллетенем человеческого настроения".
За
последние годы, в Лос-Анджелесе выпущено 8 новых компакт-дисков
включающих в себя произведения для симфонического оркестра,
популярную и джазовую музыку.
Москва,
Международный объединенный биографический центр
|