ГЛАВНАЯ   БИОГРАФИЯ   МУЗЫКА   ВИДЕО   ПУБЛИКАЦИИ   ФОТОГРАФИИ   ГОСТЕВАЯ КНИГА   КОНТАКТЫ   YOUTUBE

 

   

 

КОНСТАНТИНУ ОРБЕЛЯНУ - 75!

 

Пусть простят меня старшие товарищи, но большинство статей, которые пишутся в честь юбилея деятеля искусства, по большей части похожи на статьи из энциклопедии или на некролог. А мероприятия, которые организовываются, как правило, тяжеловесны, официозны и малопривлекательны для обычной публики. Юбилейный вечер, состоявшийся в субботу в джаз-клубе "Поплавок", несмотря на большое количество официальных лиц, больше напоминал джем-сейшн. Жанр, которому посвятил всю жизнь юбиляр, обязывал.

Итак, народному артисту СССР Константину Орбеляну - 75! Не верится, Он также подтянут, элегантен и энергичен. В тот вечер он, как всегда, пел, играл, шутил и дирижировал своим (некогда) оркестром. Но обо всем по порядку.

Как сказали бы в советские времена, "по инициативе товарищей" в "Поплавке" организовали чествование славного юбилея композитора, пианиста, аранжировщика, дирижера, педагога, организатора и руководителя Гос. Эстрадного оркестра Армении Константина Агапароновича Орбеляна. Кафе было забито до отказа. Присутствовала джазовая элита Еревана, любители джаза, ветераны оркестра Орбеляна, весь цвет армянского композиторского цеха, представители минкульта, министр иностранных дел и сам Президент республики. 

На маленькой сцене расположился нынешний джаз-оркестр Армении п\у Армена Мартиросяна. Трудно подсчитать, какое поколение музыкантов сейчас играет в оркестре, начало которому положил в 1938 году Артемий Айвазян (славу которого поддержал и развил позднее Орбелян). Но в этот вечер эта молодежь играла с азартом и вдохновением. Шутка ли, их слушал сам маэстро!

Профессиональная деятельность Орбеляна начиналась в 1942 году. Четырнадцатилетним его взяли пианистом и аккордеонистом в джаз-оркестр 8-го авиационного корпуса. Однажды оркестр приехал в Ереван, и здесь его настигла судьба - к счастью, добрая - в образе Артемия Айвазяна. "Друг моего детства", - так полушутливо, но с интонацией искренней благодарности называл Айвазяна Орбелян. 

В оркестре молодой пианист прошел хорошую школу. Ведь этот коллектив тогда по праву считался одним из лучших в Союзе. Его отличали профессионализм, ориентация на армянскую национальную музыку. Тогда же был заложен и прочный фундамент для будущей деятельности Орбеляна. В 1948 году джаз Армении приехал в Москву, Орбеляна узнали и горячо поддержали "асы" джаза - Александр Цфасман, Вадим Людвиковский. Тогда же Орбелян получил приглашение работать в джазе Утесова. Как ни заманчива была такая перспектива, все же Орбелян принял другое предложение, исходившее от Айвазяна - занять должность дирижера в эстрадном оркестре Армении.

Но давайте вернемся в "Поплавок". Действие разворачивалось стремительно. Поздравления от Президента, минкульта, друзей и коллег. Все это перемежалось "музыкальными паузами". Пели Шушан Петросян, Арамо, Ирина Малхасян. За роялем восседали попеременно сам Константин Орбелян, Левон Малхасян, Армен Мартиросян. Маэстро представил свою новую песню и сам же ее исполнил. Зал буквально взвыл от переполнивших его чувств, когда маэстро, перефразировав на ходу название песни "Что бы я без тебя делал", пропел "Чтобы я без вас всех делал", имея в виду свою благодарную и верную публику. Потом внесли огромный торт, право разрезать который было предоставлено, конечно же, маэстро. Под звуки исполняемой собравшимися песни "Happy Birthday to You" он собственноручно разрезал и накладывал в тарелки огромные куски торта. Одним из первых тарелку передали Эдварду Мирзояну.

Эдвард Мирзоян сыграл в судьбе Орбеляна исключительную роль. Во многом именно благодаря его влиянию и поддержке молодой музыкант обратился к планомерной профессиональной учебе. За блеском эстрадного и джазового музицирования Орбеляна Мирзоян угадал гораздо более глубинные пласты музыкальных и индивидуальных возможностей его натуры. Он сумел их извлечь. Мирзоян помог сформироваться не только профессиональным навыкам, но и способствовал становлению творческой личности композитора, рождению Орбеляна-художника.

Торжество шло по нарастающей. Искрометные композиции Орбеляна в исполнении солистов оркестра в очередной раз покоряют собравшуюся публику. И вот наступает, на мой взгляд, наиболее эффектный момент вечера. Армен Мартиросян, в очередной раз обращаясь к маэстро, попросил его показать свой знаменитый жест, которым он начинал композиции - жест, который, якобы, у самого Мартиросяна никак не получается. Ничего не подозревающий Орбелян взмахнул руками, и тут оркестр, повинуясь его движениям, заиграл знаменитый орбеляновский "Дилижан". Маэстро был поражен, восхищен и польщен одновременно. Кавалер ордена св. Маштоца с наслаждением довел композицию до конца.

Джаз - как известно - искусство, которое долгое время, мягко выражаясь, не приветствовалось советским государством. И сейчас трудно поверить, но увлечение джазом, а тем более исполнение джаза, было делом далеко не безопасным. Недаром кто-то остроумно назвал этот период " временем выпрямления саксофонов". Орбелян не избежал нападок за свои джазовые увлечения. Находились обвинители, которые призывали "остановить деятельность распространителя чуждой нам американской музыки". Ему приходилось трудно, но он продолжал работать в выбранном однажды направлении.

Вечер подходил к концу. Вспоминая, как е
му приходилось бороться с самодурством и злокознями чиновников разных мастей, маэстро рассказал и случай, когда им пришлось ждать полгода, чтобы получить разрешение на выступления в Степанакерте. "Вы счастливое поколение", - сказал он, обращаясь к молодым музыкантам. "У вас есть возможность творить, слушать и играть. Я вам по-хорошему завидую и рад за вас". 

Юбиляр и официальные лица давно разъехались, а "дети" и "внуки" Музыканта еще долго играли джаз, которому их научил Константин Орбелян.

 

Армен Манукян

Опубликовано в еженедельном электронном журнале "Полный джаз", выпуск #34, 2003 год

 

© 2006 Константин Орбелян